Папоротники. Листья с достоинством цветка
В последнее время ландшафтные дизайнеры всё больше внимания уделяют созданию тематических садов, подчёркивающих индивидуальность усадьбы. Одни растения очаровывают нас своими нежными цветками, другие мы ценим за чудесные плоды. У папоротников нет ни того, ни другого, и тем не менее они прекрасны!
Папоротники не имеют аналогов среди садовых растений по форме листьев (по-научному они называются вайи). Чёткая графика куста, мелкая «нарезка» вай — всё это делает их незаменимыми в садовом дизайне. Папоротники могут служить великолепным фоном для цветущих растений.
Вайи папоротника бывают самых разных форм: одни напоминают пышные перья, другие — оборки нарядного платья, а есть и такие, что выглядят, как оленьи рога. В середине прошлого века даже проводили конкурс красоты среди папоротников.
Место для папоротника
Большинство папоротников — растения подлеска, поэтому теневыносливы и на открытых солнечных местах могут даже погибнуть. Кроме того, многие из них растут на заболоченных почвах, что важно для участков с плохим дренажем. Исключение составляют скальные виды папоротников, которые, напротив, успешно растут только на хорошо освещённых местах с дренированной почвой. Такие виды отлично подходят для выращивания на альпийских горках, рокариях.
Папоротники отрастают весной сравнительно поздно, поэтому, чтобы их посадки выглядели декоративно уже в апреле, к ним рекомендуется подсаживать раннецветущие растения — так называемые «эфемероиды»: подснежники (Galanthus), пролески (Scílla), крокусы (Crocus) с цветками неярких расцветок, весенники (Eranthis), ветреницы (Anemone) и т.п.
Наиболее подходящие места для использования лесных папоротников — теневые сады и парки, однако полная тень (например, под кронами деревьев в широколиственных лесах и густых ельниках) не годится. Большинство папоротников требует рыхлой и влагоёмкой почвы и не переносит подкормок органическими и минеральными удобрениями. На зиму их лучше укрывать лёгким «одеялом» из листового опада или хвои, ведь в природе они растут под пологом других более крупных растений. И не стоит торопиться убирать это «одеяльце» весной. Папоротники не «запарятся» под укрытием в жаркие дни, это же укрытие поможет молодым побегам избежать гибели при возвратных весенних заморозках. Но даже если они и погибнут, очень скоро проснутся новые почки на корневищах, и растения продолжат свой рост.
Папоротники создают в саду атмосферу таинственности, сказочности и лёгкости, особенно изысканные сортовые формы, выведенные американскими и европейскими селекционерами. Необыкновенным изяществом и причудливой изрезанностью вай отличаются сорта кочедыжника японского — Athyrium niponicum (Mett.) Hance (фото 1). Они то напоминают виртуозное оригами из тёмно-зелёной бумаги, то выглядят горсткой мелких ракушек, нанизанных на веточку, то филигранным произведением ювелира, выполненным из медной, покрытой зелёной патиной проволочки. Сравнение с металлом неслучайно. Большинство кочедыжников при всей внешней нежности и воздушности необыкновенно плотны, даже жёстки на ощупь и хорошо сохраняют форму после проливных дождей. Среди них есть великаны и малыши всех оттенков зелёного цвета (от салатового до чёрно-зелёного, даже со стальными отблесками) с черешками кремового, рыжего, бурого и чёрного оттенков, часто переходящих мазками на доли вай: Silver Falls (фото 2); Burgundy Lace (фото 3); Ursula’s Red (фото 4); Pictum (фото 5); Pictum Applecourt (фото 6).
Немного теории
Следует знать, что зелёные листья с комбинациями белого, кремового и серого чаще всего — химеры (спонтанно происходящие генетические ошибки в зелёной ткани листьев). Пестрота может возникнуть на краях листьев, в зонах узоров на листьях. Биомолекулы хлорофилла играют важную роль в процессе фотосинтеза, а также позволяют тканям растений поглощать свет и преобразовывать его в необходимую для них энергию. Когда содержание хлорофилла в пёстрых листьях уменьшается, всё растение испытывает нехватку энергии. Некоторые пёстрые растения способны безопасно регулировать и поддерживать баланс пигмента и разнообразие цвета листьев в течение многих лет. Над другими постоянно нависает угроза потери энергетических запасов и они резко замедляют рост. Как правило, такие растения требуют больше солнечного света, чтобы компенсировать дефицит хлорофилла, но в этом случае обилие ультрафиолетового излучения солнца вызывает ожоги тканей листа. Обычно, когда внимание селекционеров привлекают на зелёном растении самопроизвольно возникшие ветви с пёстрыми листьями, их изолируют и вегетативно размножают. Устойчивые пестролистные формы, способные к саморегулированию энергетического баланса, становятся новыми вегетативно размножаемыми сортами и поступают в продажу.
С ними иногда происходит интересная вещь: пёстрые растения могут восстанавливать способность вырабатывать хлорофилл в ранее белых или кремовых участках листьев и производят полностью зелёные побеги. Это часто наблюдается у пестролистных японских кочедыжников, которые таким образом предпринимают попытку восстановить свои сломанные генетические пути производства большого количества энергии. С одной стороны, это конечно радует, но если вы не хотите потерять сортоспецифичность своих, хотя и слабых, но красивых пестролистных папоротников, следует регулярно осматривать и немедленно вырезать появляющиеся устойчиво зелёные побеги.
Конечно, не все растения становятся пёстрыми в результате генетических аварий. Яркая окраска цвета сливок и серебра, например, на листьях цикламенов, вызвана наличием воздуха под кожицей, поднимающего клетки поверхностных тканей и создающего серебристые узоры благодаря отражению света под разными углами. Некоторые виды хост, клевера и кислицы имеют постоянную маркировку, в то время как пёстрые колеусы меняют яркость окрашивания в зависимости от интенсивности освещения. Но у всех этих видов окраска листьев генетически стабильна и передаётся при размножении растений семенами.
«Хамелеоны» в саду
Папоротники восхищают своей цветовой гаммой, а некоторые представители отдела папоротниковидных вообще «хамелеоны». Таков щитовник красносорусовый — Dryopteris erythrosora (D.C.Eaton) Kuntze, вайи которого весной имеют медно-бронзовый оттенок (фото 7), летом светлеют до розового и охристо-жёлтого, а осенью становятся тёмно-зелёными и в таком виде зимуют (фото 8). Однажды высаженный на участке, он практически самоподдерживает популяцию и действительно прекрасен в любой обстановке, может достигать 2 м в высоту. Это один из немногих многолетников, которые растут счастливо в густой тени деревьев даже на сухих почвах. Особенно эффектен, будучи высажен возле скалы или на берегу небольшого пруда. «Цветные» формы есть и у других папоротников. Необычайно красива пурпурная форма у редкого чистоуста величавого — Osmunda regalis L., растущего в заболоченных лесах Кавказа. У него, как и у страусова пера, спороносные вайи отличаются от зелёных фотосинтезирующих — окрашены в красно-коричневый цвет и выглядят как метёлки (фото 9).
В общем, у папоротников есть все возможности украсить собой участок и подарить его владельцу глубокое эстетическое наслаждение. Ажурные вайи прекрасно контрастируют с крупными листьями простой формы такими, как у астильбоидеса (Astilboides tabularis), хост (Hosta sp.), роджерсий (Rodgersia sp.) и других. А яркая листва гейхер (Heuchera sp.) и хост на фоне папоротников заиграет ещё сильнее (фото 10).
Проект www.green-portal.ru благодарит журнал «Сады России» за предоставленную статью.
Автор: Владимир Владимирович Мурашёв, кандидат биологических наук, МГУ им М.В. Ломоносова, г. Москва.
Опубликовано: в журнале «Сады России» №1(34), январь 2013.
Ознакомьтесь: с анонсом журнала «Сады России» №2(35), февраль 2013.